Что вселяет оптимизм в планах по реформированию налогообложения в Украине?

Украина уже 28 лет своей независимости декларирует реформы в различных сферах, в том числе и в области налогообложения. Ожидаемых обществом результатов за эти неполные три десятилетия они так и не дали. Такой подход сильно контрастирует с польским сценарием. «Шоковая терапия» или план Бальцеровича, принятый в 1989 году и направленный на быстрый переход от плановой к рыночной экономике, оказался действенным и эффективным, ведь уже с 2004 года Польша входит в ЕС. Эта программа реформирования базировалась на 11 ключевых законах, предложенных президентом, два из которых прямо касались налоговой сферы.

Новое украинское правительство, сформированное в конце лета, ставит задачи быстрого проведения реформ. Так, по словам премьер-министра до весны 2020 года необходимо подготовить проекты законов для реформирования налогообложения, а с начала 2021-го в стране должны заработать новые «налоговые правила». Дискуссий по этому поводу хватает, а их тональность меняется от сдержанного оптимизма до ожиданий очередного провала…

Не первая попытка налогового реформирования

С обретением независимости Украина взяла курс на построение рыночной экономики. Одной из обязательных составляющих этого процесса стала налоговая реформа, так как старая система попросту не предусматривала всех появившихся форм собственности и способов ведения хозяйственной деятельности.

Ранее предпринимаемые попытки налоговых реформ не были доведены до логического завершения. По словам доцента кафедры уголовного права и криминологии Университета государственной фискальной службы Украины, Андрея Анатольевича Гмырина, текущий уровень теневой экономики достигает 60%, а это ничто иное, как приговор для ныне действующей системы налогообложения.

Эксперт считает, что ранее проводимое реформирование налоговой сферы в Украине инициировали исключительно для перераспределения экономического и политического влияния. Честные налогоплательщики только проигрывали от большинства предлагаемых и внедряемых инициатив. Подтверждают слова Гмырина и результаты социологических опросов. Так, по данным исследования компании TNS, 72% украинцев за последние пять лет не ощутили позитивных изменений в налоговой сфере.

Интересно, что нынешняя налоговая система Украины по составу и структуре очень близка к тому, что имеют развитые страны Европы. Связано это с тем, что все предлагаемые и реализуемые за 28 лет реформы разрабатывались с учетом требований и норм европейского налогового законодательства, Всемирной торговой организации (ВТО) и других международных структур. Но на практике действующая украинская система налогообложения не работает так, как должна. Она сегодня не представляет собой инструмент повышения общей конкурентоспособности государства, не способствует росту бизнес-активности в стране, не говоря уже о формировании высокого уровня культуры налогоплательщиков.

Нехватка системного подхода к налоговому реформированию

Для успешной реализации реформ у нынешней власти есть все необходимое, включая большинство в парламенте, которое готово реализовывать соответствующие законодательные инициативы президента или правительства. Это отличная возможность, чтобы провести системное реформирование, а не точечные изменения, которые, как показывает 28-летняя украинская практика, почти не дают результатов.

Пока что действиям новой власти этот самой системности не хватает. Отдельные законодательные инициативы и планы, будь то проведение налоговой амнистии или запуск Бюро финансовых расследований, выглядят сырыми и требуют серьезных доработок. А что еще важнее, не совсем ясна общая картина, к которой должна привести реформа системы налогообложения. У некоторых специалистов создается впечатление, что основной мотив — это поиск новых эффективных способов наполнения доходной части бюджета, что не должно быть самоцелью для настоящего налогового реформирования.

Андрей Гмырин, предложивший свою программу налоговой реформы «От нестабильности к гармонии», уверен, что только при комплексном, системном подходе можно рассчитывать на успех. Точечные изменения в отдельных вопросах налогообложения и/или работе фискальных органов и служб не будут результативными. Так, новой власти следует работать над реформированием налоговой сферы в нескольких плоскостях одновременно, а не только вносить изменения в действующее налоговое законодательство. Сегодня необходимо:

  • изменять кадровую политику и снижать затраты на содержание госаппарата, объединяя и сокращая штат отдельных служб и инстанций;
  • повышать эффективность работы антикоррупционных органов в стране;
  • контролировать товарооборот;
  • менять структуру и ставки налогов как для бизнеса, так и для граждан;
  • повышать налоговую культуру среди населения и многое другое.

Только после создания условий, при которых платить налоги станет выгодно, стоит проводить налоговую амнистию, считает Гмырин. А затем — увеличивать ответственность как контрольных фискальных органов за неправомерные действия, так и бизнеса, который уклоняется от налоговых выплат.

У нынешней власти есть время и возможности, чтобы отойти от практики точечных действий с одиночными законопроектами к системному реформированию налогообложения. И определенные шаги в этом направлении, кажется, делаются…

Что вселяет сдержанный оптимизм?

При том, что системности в работе над новой налоговой реформой пока не хватает, новую власть нельзя обвинить в нежелании услышать экспертов и специалистов в данном вопросе. Сегодня как депутаты, которые представляют комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, так и другие политики уже начали активно взаимодействовать и с экспертным, и с бизнес-сообществом. Так, именно эксперты прекрасно знают, что нужно реформировать и каким образом, а представители бизнеса — это первые, кого эта реформа прямо коснется.

Курс на тесное сотрудничество власти, экспертов и бизнеса в вопросе налоговой реформы был взят в начале сентября. Именно тогда в рамках мероприятия, под названием Ukraine Tax Forum, состоялась встреча бизнеса, экспертов и представителей властей, а главным обсуждаемым вопросом стала реформа налогообложения. Свой проект реформирования на форуме представил Андрей Анатольевич Гмырин.

Также в ходе Ukraine Tax Forum депутаты Верховной Рады инициировали создание рабочей группы при профильном комитете, занимающемся подготовкой реформы. В нее вошли ведущие эксперты. В сентябре состоялись первые три рабочие встречи группы, на которых обсуждались актуальные законопроекты. Депутаты просили экспертов подготовить и передать им все имеющиеся замечания. Один из участников этих встреч, Андрей Гмырин, надеется, что Комитет Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики будет активно сотрудничать с экспертным сообществом, а вместе они смогут подготовить и реализовать именно ту реформу, которая будет отвечать как интересам бизнеса и отдельных украинцев, так и государства в целом.

Комментарии

3 КОММЕНТАРИИ

Comments are closed.