Евросоюз устал бороться с властями Польши за сохранение независимой судебной системы в стране. Ее просили, уговаривали, угрожали — теперь ее хотят лишить права голоса. Или выгнать, пишет издание Die Welt, перевод статьи которого дает «Главред».
Франс Тиммерманс, первый вице-президент Европейской Комиссии, и его коллеги решили впервые в истории использовать против страны-члена Евросоюза самое сильное оружие из арсенала, который есть у ЕС. Так как Польша, по убеждению Еврокомиссии, уничтожила независимость своей судебной системы, Брюссель настоятельно просит страны-члены ЕС открыть уголовное судопроизводство против Польши. В крайнем – и в наименее вероятном – случае это будет стоить Польше временного лишения права голоса.
Брюссель долго колебался, но теперь Европейская Комиссия больше не видит альтернативы этому шагу. Однако тут же звучит первый вопрос от восточноевропейской журналистки, не подумал ли Брюссель, насколько контрпродуктивным может быть это «прецедентное решение» и насколько сильно оно грозит ещё больше разжечь и без того уже существующее разочарование и даже враждебное отношение к Европейскому Союзу.
Тиммерманс, бывший глава МИД и самый важный заместитель главы Еврокомиссии Юнкера, является убежденным, даже страстным европейцем. Он убедителен, когда описывает конец раздробленности Европы после расширение на восток в 2004 как вопрос, очень близкий его сердцу.
И, естественно, ему, как и всем его коллегам, известен риск, на который сейчас решается Брюссель. Поэтому Тиммерманс почти в отчаянии пытался в течение двух лет отговорить польское правительство от перестройки судебной системы. Устные предложения, требования, угрозы, просьбы, старания посредников, призывы, попытки, приглашения – Брюссель перепробовал все, чтобы заставить Варшаву пойти на уступки.
С точки зрения Брюсселя, правящая национальная консервативная партия «Право и справедливость» подорвала реформой судебной системы верховенство закона и разделение власти в стране. К тому же на последнем заседании в 2017 году с тяжёлым сердцем Коллегия приняла решение о необходимости «ядерной опции» в соответствии со статьей 7 Конституционного договора.
Для Брюсселя настало время, наконец, действовать, чтобы не потерять полностью все свое доверие к себе как сообществу с общими ценностями и правами. Хотя не только маловероятно, но и почти невозможно, что в данном случае дойдет до самых суровых из возможных санкций — их можно принять только единогласно, а Венгрия уже заявила, что она твердо стоит на стороне Варшавы. Действия Комиссии ЕС против Польши неприемлемы и нарушают независимость страны, заявил заместитель премьер-министра Жолт Шемьен
Возможно, ЕС слишком долго ждал и вряд ли может что-то сделать в борьбе за верховенство закона в Польше — ведь там приняты уже 13 законов, позволяющих политикам воздействовать напрямую на все суды и прокуратуры страны.
«Возможно, правительство вообще не заинтересовано в том, чтобы оставаться в ЕС после 2020 года, то есть после следующих парламентских выборов и в начале нового бюджетного периода ЕС», – сказала польская политолог Рената Миенковска изданию «Zeit»». – Если финансово это будет невыгодно, то Польша может попрощаться с ЕС. Мне больно это говорить, но выход Польши из ЕС абсолютно реален».