24 мая официально открыли Бескидский тоннель в Карпатах. На торжествах побывал президент Петр Порошенко.
Первые поезда через новый двухпутный тоннель двинутся 25 мая. Его длина — 1764 метров, а глубина — 180 метров. Ширина тоннеля составляет 10,5 метров, высота — 8,5 метров. Для Украины имеет стратегическое значение. По этому маршруту перевозят грузы к западной границе страны, а также более 60% транзитных грузов в направлении Западной и Центральной Европы.
Реконструкция однопутного тоннеля в Карпатах на перегоне Бескид — Скотарское длилась с 2013 года. Новый двухпутный Бескидский тоннель сможет пропускать до 100 пар поездов в сутки со скоростью 60-70 км / ч, в то время, как пропускная способность однопутного тоннеля — до 47 поездов со скоростью 15-40 км / ч.
В полдень на заасфальтированной площади перед тоннелем установили проектор и постамент с микрофонами. Металлические конструкции сцены и проектора украсили сине-желтыми флагами. Перед тоннелем двое работников железной дороги натягивают голубую ленту. За сценой на столе раскладывают именные ордена и наручные часы для строителей тоннеля. Сходятся местные в вышиванках, студенты железнодорожного техникума в форме и работники всех бригад, выполнявших подрядные работы — тоже в форме с эмблемой фирмы. На холме выше площади трое музыкантов в гуцульских костюмах играют на трембитах.
— Наша австрийская фирма следила, чтобы на этапах строительства все работы были выполнены правильно и целесообразно распределялись средства. Проверяли все: начиная от пробуривания тоннеля взрывным методом к работам по конечной внутренней отделке, — говорит главный инженер по технадзору Александр Попох на ломаном русском. Он в жилете с эмблемой фирмы «D2 Consult International» и черном галстуке.
На рельсах перед выездом из тоннеля фотографируются стюардессы с экспресса, которым приехали из Львова журналисты. Застревают шпильками туфель в щебень между путями.
— Основная масса всех грузов из Польши и Словакии идет по этому коридору. Сейчас его пропускная способность увеличилась почти в три раза, — говорит главный инженер по строительству Владимир Харлан. Стоит на рельсах. Хмурит брови и поправляет усы.
— Работы выполнялись в сложных условиях. Тоннель был слишком переполненный водой. Почва очень расслоенная и неоднородная. Разница между уровнем западного и восточного портала — 15 метров. Из-за разгерметизации тоннеля в 1956 году на его стенах зимой намерзали по 20-30 тонн льда и приходилось постоянно его очищать. В новом тоннеле таких проблем не будет. Старый будет в дальнейшем использоваться как аварийный в случае непредвиденных ситуаций. В новом есть три сбойки длиной 22 метра, которым в случае остановки поезда пассажиры смогут добраться до прежнего тоннеля. Расстояние между старым и новым — 29 метров.
Под марш и аплодисменты поезд разрывает символическую ленту на выезде из туннеля. Глава государства выходит под марш и аплодисменты. Его встречают руководители области. Фотографируется и жмет руки местным, которые оказались в первых рядах. В сопровождении охраны подходит к микрофону.
— Бескидский тоннель — самый большой инфраструктурный проект в независимой Украине. Его построили в последние 4 года, в то время, когда защищаем нашу территорию от российской агрессии, но и находим ресурсы на строительство, — говорит Петр Порошенко. — Старый аварийный мог вызвать коллапс для Украины и закрыться. Почти 3 миллиарда гривен инвестировано, чтобы стало возможным строительство нового. Направление тоннеля — в Европу. Это четко совпадает с подписанием соглашения об ассоциации, евроинтеграцией, безвизовым режимом. В то время, когда Россия пытается разъединить разные части Украины, тоннель соединил Львовскщину и Закарпатье. Первый грузовой поезд, который отправится тоннелем, повезет украинскую железную руду в Словакию. Этот тоннель — часть международного транспортного коридора. Направляется территорией Италии, Словении Венгрии, Словакии, и Украины. Уверен, что это символ эффективного сотрудничества Украины и ЕС, символ создания новых рабочих мест, который даст возможность повысить уровень зарплаты железнодорожникам.
Средства на строительство тоннеля выделил Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
С официальной речью выступает также руководитель ПАО «Укрзализныця». Открытие завершается вручения наград всем, кто осуществлял этот проект.