Харьков становится все более «велофрендли»: от роста числа велодорожек до концептуального ЖК от «СтройСити»

В Западной Европе давно осознали, что велосипед — очень удобный, абсолютно экологичный и полезный для здоровья человека вид транспорта. В тех же Нидерландах созданы тысячи километров велодорожек, выделенные полосы для движения на автомобильных дорогах и другая продвинутая инфраструктура. Что не менее важно, у велосипедистов имеются такие же права, как у пешеходов и автомобилистов (а на велодорожках даже дополнительные привилегии), их уважают, с ними считаются все участники дорожного движения.

Запрос на развитие велокультуры есть и в Украине. Среди лидеров «велофрендли»-движения страны наш Харьков. Буквально за 5 последних лет харьковские власти проделали большую работу по развитию соответствующей инфраструктуры. Конечно же, пока рано говорить о том, что у нас созданы все условия для велосипедистов и проводить параллели с образцовыми в этом аспекте европейскими городами. Но тенденция не может не радовать владельцев двухколесных транспортных средств.

Кстати, новыми велодорожками, муниципальными велопрокатами и частными сервисами для аренды байков город не ограничивается. Велосипеды «проникают» в самые разные сферы нашей жизни: уже несколько лет в теплый сезон в местных парках и скверах работает велопатруль, а в скором времени в Харькове появится первый жилой комплекс с концепцией «велофрендли», о чем сообщила известная строительная компания «СтройСити Девелопмент». Подробнее обо всех этих аспектах становления велокультуры в нашем городе мы и поговорим.

Динамика появления велодорожек в Харькове

Еще в 2014-2015 году у нас де-факто вообще не было ни одной специализированной дорожки для велосипедистов, то есть владельцам велобайков нужно было или ездить по узким тротуарам, где приоритет всегда у пешеходов, или смещаться на проезжую часть, что имеются вопросы с точки зрения безопасности.

Сегодня в Харькове суммарная протяженность велодорожек приближается к 25 км. Так, по данным департамента строительства городского совета, сюда входят 23 км непосредственно велосипедных дорожек и 1.9 км велопешеходных зон. А уже к следующему году планируется открыть еще 2 велодорожки, суммарная протяженность которых составит 14 км. Для сравнения в Одессе велодорожки покрывают дистанцию всего в 3.1 км. Но Харьков пока не в лидерах по стране, уступая, к примеру, Киеву и Виннице, правда, там активное развитие велосипедной инфраструктуры началось раньше — в 2010-2011 году.

Одной из самых известных харьковских велодорожек можно считать ту, что проложена вдоль Белгородского шоссе. Она стартует с перекрестка улиц Сумской и Деревянко и идет до Пятихаток. Ее протяженность составляет более 7.6 км, а ширина — 3 метра, чего более чем достаточно для комфортной езды. Открыли ее летом 2016 года. На пути этой велодорожки находится известный памятник велосипедисту, велосипедное СТО, несколько пунктов аренды байков.

Еще несколько маршрутов для велосипедистов создали в Лесопарковой зоне. Тут среди прочего имеется и МТБ-парк — место для любителей экстремальной велоезды с участками набора высоты, ступеньками, резкими петлями и контр уклонами трассы. В 2019 году был завершен маршрут протяженностью 6 км, проходящий через лес и соединяющий улицу Деревянко (с двумя въездами возле пожарной части и телевышки) с ул. Академика Курчатова. Эта велодорожка сделана из гранотсева, а не асфальта, чтобы лучше гармонировать с лесопарковой зоной. Общая протяженность веломаршрутов в Лесопарке сегодня превышает 12 км.

Третьим и самым новым веломаршрутом являются 3.3 км в Саржином яру. В планах соединить эту дорожку с другими, находящимися в Лесопарке и на улице Деревянко, что добавит удобства велосипедистам, а также выведет ее практическую значимость на новый уровень.

Совершенствование велоинфраструктуры

Одних только велодорожек мало для того, чтобы считать город «велофрендли». Нужна и другая инфраструктура. В этом смысле Харьков тоже активно развивается и совершенствуется. Так, с 2018 года работает муниципальный велопрокат «Некстбайк». Его прокатные станции расположены в различных частях города. Чтобы арендовать велосипед, необходимо установить приложение Nextbike на мобильный, пройти регистрацию и привязать банковскую карту. Пользователям предлагаются различные тарифные планы, в том числе самые выгодные на месяц для регулярного использования прокатного байка.

Одной из фишек сервиса является то, что взять велосипед можно на одной станции, а оставить на любой другой. Это удобно, если соответствующие пункты имеются, например, и возле дома, и возле работ. В теплое время года муниципальный прокат работает круглосуточно, 7 дней в неделю.

Неплохо обстоят дела и с другой велосипедной инфраструктурой. В разных районах Харькова находятся бесплатные станции самообслуживания 2-колесного транспорта с наносами и наборами инструментов для устранения неисправностей. Все больше торговых и офисных объектов, включая небольшие кафешки, оснащаются велопарковками. Соответствующие места появляются даже около крупных ВУЗов и других учебных заведений.

А еще суммарно в Харькове работает свыше 20 точек аренды велосипедов, где можно взять на прокат как обычные городские велосипеды, так и оригинальные модели — тандемы, чопперы, фэтбайки и т.д. Большая часть точек проката сосредоточена вблизи велодорожек в Лесопарке и центре города. Но в целом зона покрытия велосипедной инфраструктуры постепенно расширяется.

Велосипедную культуру в «массы»

Следует понимать, что дружественным по отношению к велодвижению город необходимо делать не только на уровне инфраструктуры. Хотя без сомнений, она является основой основ. В Харькове это, по всей видимости, осознают не только городские власти.

Так, допустим, последние 4 года летом в городе практикуется патрулирование улиц полицейскими на велосипедах. Велопатрули можно увидеть в популярных местах отдыха, в том числе в парке им. Горького, в саду Шевченко и других скверах и пешеходных зонах.

Позитивно воспринимают такой опыт патрулирования и сами представители правопорядка. Для многих из них это что-то новое. Во-первых, появляются дополнительные физические упражнения. Во-вторых, не приходится сидеть все время в автомобиле, а рабочий день проходит на свежем воздухе. Дежурят полицейскими парами, реагируя на обращения в связи с нарушениями правил общественного порядка или ПДД.

Патрульным выдали скоростные байки, специальную облегченную летнюю форму, провели инструктаж. Рабочий день длиться с 10 утра и до 8 вечера. Как показывает практика, к таким стражам правопорядка горожане относятся даже лучше, чем к пешим и автомобильным патрулям, настроены к ним более дружелюбно и приветливо.

Еще один весомый вклад в развитие велосипедной культуры Харькова вносят и успешные девелоперские компании. Так, в городе этим летом началось строительство первого жилого комплекса с концепцией «велофрендли». Речь об «Урбан Сити» от застройщика «СтройСити Девелопмент». Этот ЖК позиционируется в качестве оптимального выбора для молодежи и поклонников активного образа жизни.

Велосипедная инфраструктура в строящемся жилом комплексе представлена 820 метрами дорожек для бега и велоезды, специальными боксами для хранения 2-колесных транспортных средств и инвентаря, удобными велопарковками и различными рампами для начинающих и опытных экстремалов. Помимо этого поклонников спорта и активного отдыха в ЖК «Урбан Сити» ждет зона воркаута с турниками и другими спортивными снарядами, футбольное и баскетбольное поле, столы для настольного тенниса. Плюс стоит отметить наличие мотивирующих принтов, расположенных на всей территории ЖК, которые настойчиво убеждают в том, что спортивным быть модно.

Без сомнений, появление подобных концептуальных жилых комплексов — это большой стимул для популяризации велокультуры и упрочнения позиций Харькова, как «велофрендли» города. А если говорить о более глобальных смыслах, то подобные проекты недвижимости, как и общая популяризация велодвижения в городе — это весомый вклад в формирование будущего здорового поколения харьковчан, привитие любви к спорту и активному образу жизни. И это на 100% правильный и перспективный план развития для нашего Харькова.

Комментарии