Прокурор Данильченко: 3-летний опыт, породивший актуальные инициативы

Еще в июле 2015 года прокурор Харьковской области начал вести разъяснительную работу для жителей региона. А именно, какие конкретные изменения ожидают харьковчан после вступления в действие откорректированного закона «О прокуратуре».

Уже первые результаты привнесли преобразования

Практически в это же время, началось внедрение заявленного мини-реформирования. Первым из всего стало сокращение штата сотрудников и реорганизация прокуратур. Речь идет об уменьшении числа работников исполнительного органа от 1005 до 789 кадровых представителей.

Первый этап реформирования охватил районные, городские прокуратуры. Если ранее в Харьковской области функционировало 35 подразделений ведомства, сейчас сохранилось только 11. Из них 6 работают на территории Харькова, еще пять в пригородах:

  • Дергачи;
  • Лозовая;
  • Изюм;
  • Чугуев;
  • Первомайск.

Сегодня, перечисленные структурные единицы рапортуют о произошедших переменах, а также подводят первые итоги по результатам работы в инновационном режиме.

По мнению Данильченко, закон с принятыми изменениями заставляет по-новому смотреть на выполнение функций и роль прокуратуры в свершении правосудия. Точнее, прокурор отметил необходимость сохранения населением чувства уверенности в том, что права и свободы граждан будут более надежно защищены новым документом.

В 2015 речь шла о том, смогут ли подчиненные настроиться на новый режим работы. Ведь структуру коснулись изменения в следующих сферах:

  • сокращение штата;
  • реорганизация ведомств;
  • новый подход при выборе прокуроров;
  • отказ от общего надзора;
  • аттестация кадров и многое другое.

В ноябре 2017 прошло выездное заседание ВР Украины по вопросам обеспечения деятельности правоохранительных органов в рамках Конституции страны. Обсуждались результаты, перспективность дальнейших изменений.

Нужен ли полный отказ от общего надзора

Все перечисленные преобразования уже случились. С разным сроком апробирования каждый из них выдал определенные результаты. Не все итоги так хороши, как ожидалось.

Например, затормозились расследования по делам, связанным с коммунальными хозяйствами. Поскольку прокуратура не может получить временный доступ к документам, которые способствуют подтверждению/опровержению вины подозреваемых.

Представляя промежуточные результаты работы прокуратуры в июле 2017, руководитель ведомства привел в пример 25 уголовных производств, где суды затормозили рассмотрение дел.

Видимо, цифра 25 не случайна в данном изложении. Поскольку ровно столько раз представители прокуратуры получали отказ по отношению доступа к документации КП «Харьковский метрополитен».

При этом уровень преступности, связанный с выполнением непосредственных служебных обязанностей, как никогда высок. С начала 2016 и к июлю 2017 было открыто 40 уголовных производств. Пять дел переданы на рассмотрение в следственное управление Национальной полиции Украины. Они касаются следующих предприятий:

КП «Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького»;

  • «Харьковводоканал»;
  • «Жилкомсервис»;
  • «Харьковские тепловые сети»;
  • «Харьковский зоологический парк».

Такая статистика позволила внести в документ инициативы от прокуратуры Харьковщины с пожеланием пересмотреть необходимость полного отказа от общего надзора. Как ни странно, но переданный материал также содержит 25 рекомендаций, основанных на полученном опыте за последние три года работы.

Численность прокуратур и кадровая политика

Представители Харьковской областной прокуратуры не призывают отказываться от оптимизации штата. Но их предложения касаются предоставления больших полномочий прокурору страны в вопросах формирования местных ведомственных структур. Самостоятельно определять необходимое число прокуроров, помощников, прочих должностей.

Инициативы касаются и качественной подготовки кадров. Многие выразили согласие с введением конкурсной основы при назначении прокуроров местных подразделений. В то же время, срок специальной подготовки кажется завышенным. Его предлагается сократить до полугода. Остальные требования к кандидатам предполагают наличие опыта работы на руководящих должностях в юридических компаниях.

Формирования негативного отношения к коррупции

Взяточничество и подкуп должностных лиц – это особый вид преступлений, всегда имеющих две участвующих стороны. Граждане, у которых вымогают взятку или наоборот, заставляют присваивать материальные блага помимо их воли, должны быть в курсе работающей части 5 статьи 368-3 УК. Согласно ей, заявление о подобных ситуациях с получением или дачей взятки до предъявления подозрений, освобождает от ответственности по факту.

По мнению Данильченко, поощрение способствует формированию положительного настроя к антикоррупционной деятельности в целом.

Комментарии