Еще в июле 2015 года прокурор Харьковской области начал вести разъяснительную работу для жителей региона. А именно, какие конкретные изменения ожидают харьковчан после вступления в действие откорректированного закона «О прокуратуре».
Уже первые результаты привнесли преобразования
Практически в это же время, началось внедрение заявленного мини-реформирования. Первым из всего стало сокращение штата сотрудников и реорганизация прокуратур. Речь идет об уменьшении числа работников исполнительного органа от 1005 до 789 кадровых представителей.
Первый этап реформирования охватил районные, городские прокуратуры. Если ранее в Харьковской области функционировало 35 подразделений ведомства, сейчас сохранилось только 11. Из них 6 работают на территории Харькова, еще пять в пригородах:
- Дергачи;
- Лозовая;
- Изюм;
- Чугуев;
- Первомайск.
Сегодня, перечисленные структурные единицы рапортуют о произошедших переменах, а также подводят первые итоги по результатам работы в инновационном режиме.
По мнению Данильченко, закон с принятыми изменениями заставляет по-новому смотреть на выполнение функций и роль прокуратуры в свершении правосудия. Точнее, прокурор отметил необходимость сохранения населением чувства уверенности в том, что права и свободы граждан будут более надежно защищены новым документом.
В 2015 речь шла о том, смогут ли подчиненные настроиться на новый режим работы. Ведь структуру коснулись изменения в следующих сферах:
- сокращение штата;
- реорганизация ведомств;
- новый подход при выборе прокуроров;
- отказ от общего надзора;
- аттестация кадров и многое другое.
В ноябре 2017 прошло выездное заседание ВР Украины по вопросам обеспечения деятельности правоохранительных органов в рамках Конституции страны. Обсуждались результаты, перспективность дальнейших изменений.
Нужен ли полный отказ от общего надзора
Все перечисленные преобразования уже случились. С разным сроком апробирования каждый из них выдал определенные результаты. Не все итоги так хороши, как ожидалось.
Например, затормозились расследования по делам, связанным с коммунальными хозяйствами. Поскольку прокуратура не может получить временный доступ к документам, которые способствуют подтверждению/опровержению вины подозреваемых.
Представляя промежуточные результаты работы прокуратуры в июле 2017, руководитель ведомства привел в пример 25 уголовных производств, где суды затормозили рассмотрение дел.
Видимо, цифра 25 не случайна в данном изложении. Поскольку ровно столько раз представители прокуратуры получали отказ по отношению доступа к документации КП «Харьковский метрополитен».
При этом уровень преступности, связанный с выполнением непосредственных служебных обязанностей, как никогда высок. С начала 2016 и к июлю 2017 было открыто 40 уголовных производств. Пять дел переданы на рассмотрение в следственное управление Национальной полиции Украины. Они касаются следующих предприятий:
КП «Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького»;
- «Харьковводоканал»;
- «Жилкомсервис»;
- «Харьковские тепловые сети»;
- «Харьковский зоологический парк».
Такая статистика позволила внести в документ инициативы от прокуратуры Харьковщины с пожеланием пересмотреть необходимость полного отказа от общего надзора. Как ни странно, но переданный материал также содержит 25 рекомендаций, основанных на полученном опыте за последние три года работы.
Численность прокуратур и кадровая политика
Представители Харьковской областной прокуратуры не призывают отказываться от оптимизации штата. Но их предложения касаются предоставления больших полномочий прокурору страны в вопросах формирования местных ведомственных структур. Самостоятельно определять необходимое число прокуроров, помощников, прочих должностей.
Инициативы касаются и качественной подготовки кадров. Многие выразили согласие с введением конкурсной основы при назначении прокуроров местных подразделений. В то же время, срок специальной подготовки кажется завышенным. Его предлагается сократить до полугода. Остальные требования к кандидатам предполагают наличие опыта работы на руководящих должностях в юридических компаниях.
Формирования негативного отношения к коррупции
Взяточничество и подкуп должностных лиц – это особый вид преступлений, всегда имеющих две участвующих стороны. Граждане, у которых вымогают взятку или наоборот, заставляют присваивать материальные блага помимо их воли, должны быть в курсе работающей части 5 статьи 368-3 УК. Согласно ей, заявление о подобных ситуациях с получением или дачей взятки до предъявления подозрений, освобождает от ответственности по факту.
По мнению Данильченко, поощрение способствует формированию положительного настроя к антикоррупционной деятельности в целом.