«И угрожали, и предлагали вознаграждение. Хватило бы на квартиру и машину».
— Давление началось после протестов против застройки Летнего театра в Одессе в прошлом году. Неизвестные встретили у дома. Дали понять: если буду продолжать общественную деятельность, будут проблемы, — рассказывает одесский активист 23-летний Сергей Стерненко. 24 мая на него напали двое мужчин с ножом.
— Через месяц напали с битой, в которую вставили лезвия. Порезали ногу, имел сотрясение головного мозга, ушибы. Мог получить порез левого бока живота, но спасло устройство для борьбы с курением в кармане. Это произошло летом прошлого года, у моего дома. Обратился в полицию, чтобы предоставили средства защиты или государственную охрану. Мне отказали. А в начале мая в этом году опять у дома напал мужчина. Позже узнал его имя — Абзал Баймукашев. Выстрелил мне в затылок из травматического оружия с расстояния 2–3 метра. Мне удалось задержать напавшего, он — в СИЗО.
Вас хотели напугать?
— Первое нападение — да. Во второй раз мог погибнуть, потому что стреляли в голову вблизи. Полиция открыла дело о «покушении на преднамеренное убийство».
Для чего бойкотируете артистов, которые выступали в России?
— Внутренний оккупант — это совокупный образ. Это — деятельность российских спецслужб на территории Украины. Олигархат, контролирующий политику и государство в целом. Артисты, которые поддерживают действия страны-агрессора или гастролируют на ее территории, будучи гражданами Украины.
Россия воюет с нами в военной сфере, экономической, в религиозной и культурной. Есть высказывание: «Где звучит русская песня, там и есть Россия». Это один из инструментов промывания мозгов украинцев и формирования мифа об «одном народе».
На проявления сотрудничества с врагом власть должна реагировать быстро и решительно. Но Ани Лорак и Светлана Лобода — до сих пор народные артистки Украины. А они живут и работают в Москве, являются частью российской культурной пропаганды.
Цель акций протеста — обратить внимание народных депутатов и президента на эту проблему. Решить ее могут лишь они. Но им это не нужно.
Вам предлагали деньги, чтобы не мешали выступать таким артистам?
— Просили за Светлану Лободу, Ирину Билык и еще за кого-то. Звонили: «Сергей, вы там собираетесь делать протест. А можно как-то…» На этих словах я говорил: «Нет. До свидания». После Лободы попыток уже почти не было, потому что написал об этом в «Фейсбуке». Моя позиция — если артист выступал в России, должен забыть о гастролях в Украине.
Мне и угрожали, и предлагали вознаграждение. Сумму не спрашивал, но думаю, если бы согласился на все предложения — хватило бы на квартиру и новую машину.
Андрей Данилко после 2014 года ездил в Россию. Несколько месяцев назад в интервью сказал, что у него остались положительные впечатления от встречи с Путиным. Майдан не поддерживал. После этого неприятно было видеть Данилко в жюри на отборе к Евровидению.
Как бороться с таким культурным заробитчанством?
— Не давать возможности заработать здесь. Такой подход они хорошо понимают.
Какое наказание должно было бы быть за публичную поддержку врага?
— Во Франции недавно арестовали политика, который в соцсети радовался по поводу убийства полицейского. Его обвинили в поддержке терроризма. Грозит семь лет тюрьмы с конфискацией имущества или 100 тысяч евро штрафа.
А почему у нас за четыре года войны не добавили в Уголовный кодекс статью о публичной поддержке терроризма?
Какую позицию занимают власти Одессы, городской глава Геннадий Труханов?
— С тех пор, как он стал мэром, пытается избегать прямых высказываний в поддержку Российской Федерации. Но своими действиями постоянно это демонстрирует.
Называет активистов с патриотической позицией фашистами. В апреле прошлого года хотели вернуть советские названия улиц. Также городская власть поддерживает священные для РФ даты вроде 10 апреля (день освобождения Одессы от фашистских захватчиков. — ГПУ). Проводят мероприятия, поднимают культ СССР.
В этом году, по распоряжению Труханова, 2 мая (в Одессе 2 мая 2014 года во время противостояний между украинскими и пророссийскими активистами погибли 48 людей. — ГПУ) вывесили траурные одесские флаги, но ни одного — национального. Пророссийские силы используют местный флаг как аналог георгиевской ленты.
Отчего это игнорирует руководство страны?
— Порошенко нужны будут голоса на выборах президента. Труханов благодаря админресурсу может обеспечить их.
Против вас открыты три уголовных дела. В чем обвиняют?
— В 2015 году общественные организации Одессы обратились в прокуратуру области, полицию и СБУ с требованием привлечь к ответственности Сергея Щербича. Он организовывал боевиков на антимайдан во время Революции достоинства. Через несколько месяцев ко мне в квартиру ворвались спецназначенцы расформированного «Сокола» и с мешком на голове доставили в Приморский суд. Я будто бы пытался похитить Щербича. Судебный процесс длится до сих пор. Обвинение основывается лишь на свидетельствах «пострадавшего».
Второе осуществление касается событий в Летнем театре. Больше тысячи одесситов вышли на акцию протеста в городской сад против его застройки (в декабре позапрошлого года территорию парка отдали в аренду на 15 лет частной фирме, которая планировала построить торгово-развлекательный центр. В июне 2017-го она получила разрешение на проведение работ. Одесситы добились отмены застройки. — ГПУ). Полиция спровоцировала столкновения. Многие люди и стражи порядка пострадали. Во время толкотни зацепили начальника полиции области Дмитрия Головина. Я снимал все на видео. Через несколько дней узнал, что меня подозревают в организации массовых беспорядков. Пострадавший — начальник полиции. Он давал неправдивые свидетельства. Сказал, что Стерненко ударил его ногой в колено. Меня отправили в СИЗО с возможностью выйти под залог в 600 тысяч гривен. Деньги внес глава областной госадминистрации Максим Степанов. Я выиграл апелляцию, и средства ему вернули. Сейчас дело зависло — Головин на заседания не появляется.
Один из интернет-ресурсов, подконтрольных Труханову и его другу Дмитрию Голубову (народный депутат, входит во фракцию «Блок Петра Порошенко». Взял Труханова на поруки, когда того подозревали в присвоении и растрате имущества. — ГПУ), написал со ссылкой на источник в правоохранительных органах, что Стерненко крышевал точки сбыта наркотиков в Одессе. Это стало поводом для третьего уголовного дела. Есть запись, где два неустановленных лица консультируются относительно наркоточек. Прокурор говорит, там есть мой голос. Экспертизы не проводили. Следствие не доказало, что голос принадлежит мне. Свидетели не подтвердили мою причастность. Рассмотрение дела до сих пор не начали.
Какие изменения состоялись в Украине после Майдана?
— Мы стали на путь национальной и государственной самостоятельности, которой до этого по-настоящему не имели. Двигателем является гражданское общество. Хотелось бы, чтобы приобщилась и власть. Потому что возникает впечатление, что двигаются вперед только под давлением улицы.
Три года руководил одесским «Правым сектором»
В конце 2013-го Сергей Стерненко присоединился к Майдану Одессы. Стал одним из его лидеров. Через несколько месяцев возглавил областную ячейку «Правого сектора». Имел псевдоним «Берия». В феврале прошлого года сложил полномочия.
— Наступил момент, когда для начала чего-то нового нужно оставить то, что было твоей жизнью, — объясняет Сергей.
В апреле этого года создал общественную организацию «Небезразличные» в Одессе. Ее цель — контролировать резонансные и значимые для общества судебные процессы. Активисты должны защищать достопримечательности государственного и местного значения, устраивать протесты, благотворительные мероприятия, как волонтеры — помогать бойцам на фронте, говорит Стерненко.
Он родился в селе Садовое Белгород-Днестровского района на Одесчине. Закончил Одесский колледж экономики, права и гостинично-ресторанного бизнеса по специальности «Правоведение». Работает юристом в компании «Оскар Т».
В 2016-м от Украинской православной церкви Киевского патриархата получил медаль «За жертвенность и любовь к Украине». Занимается дзюдо. Слушает украинские музыкальные группы «Плесо», «Брати Гадюкіни», «Бумбокс», «Козак Систем», «ТНМК», «Скрябін», «Мертвий півень» и др.
На жизнь Сергея Стерненко трижды совершали покушение в этом году — 7 февраля, 1 мая и 24 мая.