Вашингтон отныне закрывает данные о численности своего воинского контингента в Афганистане и перестает оглашать планы начала или окончания военных операций.
Суть новой стратегии США по Афганистану вечером 21 августа озвучил президент Дональд Трамп, выступая с обращением к народу страны на базе Форт-Майер в Арлингтоне (штат Вирджиния).
«После многих совещаний в течение не одного месяца мы провели с членами моего кабинета и военачальниками финальную встречу в Кэмп-Дэвиде, чтобы завершить стратегию», — отметил он.
По словам американского президента, «последствия резкого вывода» американского воинского контингента из Афганистана «были бы одновременно предсказуемыми и неприемлемыми».
«Поспешный вывод создаст вакуум, который террористы — включая террористические группировки «Исламское государство» и «Аль-Каида» — сразу заполнили бы», — уверен Трамп.
Президент напомнил, что последствия таких действий были продемонстрированы в 2011 году, когда «Америка поспешно и опрометчиво вывела свои войска из Ирака».
«В результате то, чего мы с таким трудом добивались, попало в руки террористам. Вакуум, образовавшийся тогда из-за столь скорого ухода, создал ИГ безопасную гавань для развития, вербовки бойцов и осуществления атак. Мы не можем повторить в Афганистане ту ошибку, которую совершили наши лидеры в Ираке», — утверждал он.
Как заявил Трамп, ядром новой американской стратегии в Афганистане станет планирование действий исходя из реальной ситуации на местах.
«Ядро нашей новой стратегии состоит в переходе от подхода, основанного на продолжительности, к подходу, основанному на обстоятельствах. Я много раз говорил о том, насколько контрпродуктивно для США заранее объявлять сроки начала или окончания военных операций. Мы больше не будем говорить о численности нашего контингента или наших планах дальнейших военных действий», — добавил он.
Трамп указал, что США «расширят полномочия американских вооруженных сил для противодействия террористическим и преступным сетям, которые сеют насилие и хаос в Афганистане».
«По мере того, как мы снимаем ограничения и расширяем полномочия (военных — ред.) в поле, мы видим значительные результаты в деле борьбы с ИГ, включая освобождение Мосула в Ираке», — добавил он.
По словам президента, США усилят санкции и другие экономические и юридические действия против военизированных структур, чтобы устранить их возможности экспортировать терроризм.
«Когда-нибудь после эффективных военных усилий, вероятно, будет возможно политическое решение, которое включало бы в себя элементы «Талибана» в Афганистане», — сказал он. При этом Трамп добавил, что никто не знает, когда это произойдет и произойдет ли вообще.
Американский президент также сообщил, что интересы США в Афганистане и Пакистане— остановить воссоздание убежищ, которые дают возможность террористам угрожать Америке, и предотвратить попадание ядерного оружия в руки террористов.
Военную операцию в Афганистане США начали осенью 2001 года. В настоящее время в Афганистане находятся сейчас примерно 13 тыс. военнослужащих международной коалиции, в том числе около 8,4 тыс. американских солдат и офицеров. Они по большей части занимаются обучением афганских подразделений, а также выступают в роли военных советников.
В соответствии с выводами генерального инспектора правительства США по вопросам реконструкции в Афганистане Джона Сопко, власти в Кабуле в ноябре 2015 года удерживали под полным контролем 72% территории страны, а к ноябрю 2016 года этот показатель сократился до 57%.