До ноября 2017 года в Украине должно завершиться внедрение директив Евросоюза, касающихся удостоверений водителей автотранспорта.
Соответствующее обязательство взял на себя Кабинет министров, сообщает ТСН.ua.
В целом это коснется 10 миллионов украинских водителей. Согласно директиве 2006126EC, удостоверение водителя не должно быть пожизненными, а будет выдаваться на максимально 15 лет.
«Это необходимо, чтобы обновлять информацию и усилить защиту от подделок», — сказала одна из авторов исследования организации «Украинский центр европейской политики» Светлана Майструк.
По ее словам, во время получения новых удостоверений должен быть и обязательный медосмотр водителя, который проходит в Евросоюзе по упрощенной процедуре во время визита к одному врачу. Но для водителей грузовиков и автобусов срок действия прав должен быть сокращен до 5 лет, а медосмотр может быть более тщательным.
«Для всех водителей в возрасте от 50 лет также может быть введен обязательный медосмотр каждые 5, или даже 3 года, в зависимости от того, как решит сама страна», — сообщила эксперт.
Требования к профессионалам вырастут
Более весомой для исполнения должна быть директива 2003/59/ЕС, которая касается профессиональных водителей, водителей грузовиков и автобусов. Если у директивы 126 рекомендательный характер, и некоторые ее положения могут быть проигнорированы национальными правительствами, то директива 59 обязывает правительства следить за квалификацией и состоянием здоровья водителей больших транспортных средств.
«Директива — не регламент, мы можем идти своим путем ее внедрения. Но ее исполнение в полном объеме обязательно, ибо водители, перевозящие людей и грузы, должны иметь совсем другой уровень знаний и подтверждать свою профессиональную квалификацию», — отметил эксперт по вопросам транспорта Владимир Каськовецкий.
Он считает, что одной из целей этой директивы является привлечение в профессию молодых людей, повышение стандартов этой профессии и уровня безопасности на автодорогах.
«Водитель-профессионал должен приобрести необходимые специфические знания и навыки на специальных курсах, и каждые пять лет подтверждать эти знания в соответствующих учебных программах. Эта директива уже внедрена в странах Евросоюза», — отметил эксперт.
Он посоветовал Министерству инфраструктуры Украины добавить в разработанный им законопроект по внедрению директивы ЕС №59 несколько положений, среди которых ограничение возраста водителей-профессионалов и квалификационной карточки водителя.
Противоречивые микрочипы
Министерство внутренних дел Украины будет предлагать Верховной Раде утвердить 15-летний срок действия новых водительских удостоверений для непрофессионалов и 5-летний для профессиональных водителей автобусов и грузовиков. Об этом заявил начальник главного сервисного центра МВД Украины Владислав Криклий.
«Мы также предлагаем установить в удостоверениях микрочипы. Наши сервисные центры уже обеспечены всем необходимым оборудованием, это обезопасит людей от подделок», — сказал Криклий.
Зато Светлана Майструк утверждает, что микрочип не является обязательным требованием директивы 126.
«Насколько это нужно Украине — надо исследовать. Европейские страны интегрированы в систему обмена данными, но будет ли в нее интегрирована Украина — это еще вопрос», — отметила эксперт.
По словам Криклия, будущее за внедрением кибертехнологий, и во многих странах ЕС водительское удостоверение это также документ для идентификации личности. По его словам, доработанные проекты законов будут переданы на рассмотрение парламента в сентябре.