Научная деятельность Украинского государственного университета железнодорожного транспорта

Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter

Украинский государственный университет железнодорожного транспорта уже давно на хорошем счету как у выпускников школ и действующих студентов, так и у работодателей. Последние знают, что молодые специалисты, окончившие данный ВУЗ, заслуживают особого внимания, так как получили хорошую теоретическую базу.

Чем славится УкрГУЖТ?

В Харькове и в Украине в целом это учебное заведение славится своей активной научно-исследовательской деятельностью. Здесь работают отраслевые научные лаборатории, трудятся заслуженные ученые, отмеченные государственными грантами, премиями и наградами. Также проводятся конференции, круглые столы и семинары, выпускаются периодические журналы с научными статьями. Так, даже среди аспирантов УкрГУЖТ есть довольно успешные люди, как, к примеру, военный прокурор Денис Николаевич Чехунов.

Основные научные направления ВУЗа

УкрГУЖТ ведет активную научно-исследовательскую деятельность на протяжении многих лет. Она сосредоточена на ведущих направлениях научно-технического развития отечественной и мировой транспортной сферы:

  • проводит различные совместные исследования на ЖД-транспорте;
  • изучает проблемы создания, обслуживания, работы и инфраструктуры подвижного состава;
  • работает в направлении создания систем автоматизации управления, повышения экономических показателей деятельности на ЖД за счет снижения эксплуатационных расходов и повышения доходной части.

Университет участвует в различных целевых и отраслевых программах, таких как «Транспортные коридоры Украины», «Скоростной железнодорожный транспорт». Исследованиями в этих и других отраслях занимаются лучшие ученые:

  • кандидаты технических и химических наук;
  • опытные профессора;
  • авторитетные ученые и деятели науки (к примеру, Соболев Юрий Владимирович, Филиппенко Игорь Григорьевич);
  • лауреаты госпремий и грантов (Плугин Аркадий Николаевич, Тимофеева Лариса Андреевна, Зайцева Ираида Юрьевна).

К основным направлениям научной работы в ВУЗе относятся следующее:

  • логистика и связанные с ней технологии;
  • эксплуатация, механизация и автоматизация железной дороги;
  • проблемы экологии;
  • ремонт, обслуживание и эксплуатация транспорта;
  • экономические аспекты развития железнодорожного транспорта и инфраструктуры (экономика, маркетинг, финансы, аудит);
  • сертификация/стандартизация на железной дороге и т.д.

К основным формам научной деятельности УрГУЖТ относится:

  • подготовка научно-исследовательских работ (отраслевых, фундаментальных и т.д.)
  • научная деятельность студентов;
  • защита интеллектуальной собственности;
  • проведение научных тематических семинаров, конференций и выставок для обмена опытом;
  • публикация и издания научных работ;;
  • подготовка научных специалистов — аспирантура и докторантура.

На последнем аспекте научной работы университета хотелось бы остановиться подробнее. Так, сегодня аспирантами УкрГУЖТ являются не только недавние студенты, но и некоторые опытные и известные в отдельных кругах профессионалы. Показательный пример — Денис Николаевич Чехунов, который является начальником управления процессуального руководства и надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Главной военной прокуратуры.

Он является аспирантом кафедры управления эксплуатационной работой. Выбор в пользу этого ВУЗа с соответствующей технической направленностью научно-исследовательской работы, вероятно, был сделан Чехуновым не случайно. Достаточно долгий период времени Денис Николаевич занимал должность межрайонного транспортного прокурора Харьковской области.

Научная работа аспиранта-прокурора

Чехунов на данный момент времени является автором нескольких научных статей. Так, к примеру, в 2017 году в соавторстве с доктором технических наук и профессором кафедры управления эксплуатационной работой УГУЖТ Бутько Татьяной Васильевной и инженером кафедры Прохоровым В.М вышла англоязычная публикация «Devising a method for the automated calculation of train formation plan by employing genetic algorithms» (Разработка метода автоматического расчета плана формирования поездов с использованием генетических алгоритмов). Она размещена в авторитетном периодическом издании «Восточно-Европейский журнал передовых технологий», который включен в международную библиографическую базу данных Scopus.

В статье коллективом авторов представлен разработанный метод расчета плана формирования грузовых поездов. Он базируется на применении эвристических алгоритмов поиска со случайными комбинациями и вариациями, подбором и другими механизмами, напоминающими естественный природный отбор.

В ходе тестов и симуляций, авторы установили, что предлагаемый метод обеспечивает точные расчеты и позволяет учитывать ограничения по пропускной и перерабатывающей способности железной дороги. В тандеме с современными вычислительными возможностями предложенная в статье методика позволяет упростить расчеты плана формирования поездов для железнодорожной отрасли Украины и имеет высокую практическую ценность.

В 2018 году в издании «Информационно-управляющие системы на железнодорожном транспорте» Денис Чехунов опубликовал статью «Формирование модели оценки рисков на сортировочной станции при оперировании вагонами с опасными грузами с использованием математических аппаратов нечеткой логики и байесовских сетей».

В этой работе автором предложена модель оценки вероятности возникновения аварий с вагонами, в которых перевозятся опасные грузы, на сортировочных станциях. Для этих целей прокурор использует байесовские сети (графовая вероятностная модель) и математический аппарат нечеткой логики. При расчете вероятностей аварийных ситуаций учитываются факторы, относящиеся ко всем классам опасности, причинно-следственные связи между различными событиями.

Модель позволяет использовать не только статистику, но и данные о сведениях об актуальных событиях и текущем состоянии объектов на сортировочной станции. В выводах к данной публикации утверждается, что разработанная модель позволяет оценить уровень надежности вагонов с опасным грузом и выявить вероятность аварии с учетом времени. Все это делает проделанную научную работу особенно полезной при построении современных автоматизированных систем управления сортировочных станций.

Вместо выводов

Тот факт, что в Украинском государственном университете железнодорожного транспорта учатся в аспирантуре опытные специалисты, которые готовят интересные публикации, в еще большей мере подтверждает высокий статус учебного заведения как центрального звена науки транспортной сферы. Научная деятельность ВУЗа не сбавляет оборотов. Она заслуживает особого внимания и признания, причем не только на харьковском, но и на всеукраинском уровне.

Комментарии