Как нужно бороться с контрабандой подакцизных товаров: мнение прокурора Фокина и других экспертов

Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter

Теневой рынок подакцизных товаров в последнее время лишь увеличивается в объеме. Это проблема не только для легальных производителей табачных изделий и алкогольной продукции, но и для государства, которое недополучает существенные доходы от налоговых отчислений. Так, не меньше 10% доходов украинской казны приходится на поступления акцизного сбора от официально реализуемых сигарет и подакцизного алкоголя. Увеличить это значение минимум на 2-3% позволила бы более эффективная борьба с контрабандой, а ведь если учесть еще и НДС, цену лицензии, налоги на прибыль, то сумма стала бы еще больше.

Еще в конце 2014 года тогда еще прокурор отдела Харьковской областной прокуратуры Фокин Сергей Александрович в числе одних из самых эффективных методов обеспечения прозрачности товарооборота акцизных товаров видел переход на электронные коды, вместо менее эффективных и достаточно легко подделываемых акцизных марок. Так, уже в 2017 году подобная практика стала реальностью, что можно считать лишь одним из направлений совершенствования фискальных политики украинского государства.

Почему контрафактная продукция и контрабанда — столь актуальные темы для рассмотрения?

Проблема засилья нелегальных товаров не нова для Украины и Харькова, как собственно и незаконного перемещения продукции через границу. Более того, она лишь становится более актуальной и болезненной, в связи с ситуацией на Востоке страны. Распространение и потребление подобной продукции имеет негативные последствия на разных уровнях, в том числе:

  • для человека — риск получить некачественный продукт. Далеко не во всех случаях покупатель осведомлен, что приобретает «подделку» или продукцию без акциза. Это может быть «паленый» алкоголь, из-за которого можно отравиться или даже умереть, сигареты с опасными веществами или превышением норм по содержанию смол, никотина и т.д.;
  • для бизнеса — недополученная прибыль. Для легальных, официальных производителей наличие контрафакта — это удар, ведь бизнес несет убытки, имея дело с конкурентом, который действует вне законного поля — не платит налоги, не отвечает за качество и безопасность и т.д.;
  • для государства — потери для бюджета. Явно недополученные деньги от акцизного сбора, патента, лицензий (для сигарет и алкоголя), а также других отчислений (для всей продукции) — налог на прибыль, НДС и т.д. Также есть угрозы и для безопасности страны, ведь заработанные мошенниками деньги могут идти на финансирование терроризма и т.д.

От общественных дискуссий к началу внедрения цифровых технологий

Еще в конце 2014 года в разных уголках Украины состоялись круглые столы, посвященные проблеме контрабанды табачных изделий. В них приняли участие представители СМИ, общественных организацией и государственных служб. К примеру, в Харькове было высказано немало интересных мыслей и идей по поводу эффективного противодействия контрабанде.

Так, прокурор Фокин, представляющий отдел надзора за соблюдением законов органами фискальной службы прокуратуры Харьковской областной отметил, что бороться с подделками нужно с помощью современных цифровых технологий. Он предложил начать внедрение электронных кодов, которые станут заменой акцизных марок. Считывая этот код при помощи обычного смартфона и/или специального оборудования, можно будет понять, где подакцизный товар произведен, каким образом поставляется продавцу и т.д.

Интересно, что предложение Сергея Александровича Фокина, так или иначе, нашло реализацию. Так, с 2017 года представители Государственной фискальной службы заявили о переходе на автоматизированную систему контроля алкоголя и табачных изделий. Ее основа — это собственно электронные акцизные марки. Они обеспечат комплексный контроль за любыми перемещениями подакцизной продукции, который по сути на данный момент времени отсутствует. Их задача вытеснить привычные бумажные акцизы, которые сегодня достаточно легко подделать.

Для реализации такого перехода нужно несколько важных моментов. Во-первых, внесение изменений в Налоговый кодекс, где должно быть добавлено соответствующее положение о механизме контроля. Далее на смену используемым товарно-транспортным накладным придут электронные акцизные аналоги. Ну и на саму продукцию будет наноситься специальный код, аналог тестируемого несколько лет Codentify (кода с 12 символами, наносимого на упаковку и шифрующего сведения о товаре, дате производства, допустимой розничной цене, сумме акциза и т.д.). Заранее определить его, а значит и правильно подделать, технически невозможно.

Единственный аспект, к которому можно критиковать в данной ситуации — достаточно медленный процесс реформирования системы. Хотя, здравые решения от прокурора Фокина и других экспертов в Украине предлагались более 3 лет тому, а 100% реализации проекта цифровых акцизов мы пока еще не дождались.

Комментарии