Попытки создать крепкую власть пока безуспешны

Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter

Попытки создать крепкую власть пока безуспешны, а дальше – дефолт

Некоторые эксперты полагали, что в Верховной Раде есть крепкая коалиция минимум из двух самых крупных фракций – БПП и НФ. Но на прошлой неделе мы увидели – бойкот президентской фракции и формирование нового голосующего большинства без БПП. Но не приведет ли этот парламентский кризис к тому, что страна быстро погрузится в хаос? А вчерашние политические вожди-говоруны из Верховной Рады, эти «замечательные» ораторы будут еще быстрее становиться беспомощными перед этой мощной силой нового экономического кризиса? Ведь уже даже финансовые власти стали рассматривать наихудший сценарий для Украины – 40 грн за доллар и дефолт.

К сожалению, сегодня надежды у большинства людей лопнули, ничего хорошего в ближайшем будущем наш украинский рынок, а с ним и мировую экономику не ждет. Так, например, известный инвестор и миллиардер Джордж Сорос предсказал в ближайшем будущем наступление экономического кризиса, отметив: «Все, что может пойти не так, пошло не так». Он также подчеркнул, что рост курса доллара и бегство капитала с развивающихся рынков могут привести мир к новому и более мощному экономическому кризису, и потенциально опасными являются такие события, как срыв ядерной сделки с Ираном и разрушение «трансатлантического альянса Евросоюза и США».

По его мнению, данные события окажут потрясения, включая девальвацию валют развивающихся стран. Да, и ведущие аналитики Банка Америки тоже опасаются мирового экономического кризиса, который может произойти в конце 2018 года по сценарию, сходному с 1998 годом (тогда был рост доллара и тяжелая ситуация на азиатском рынке недвижимости, а сейчас триггером кризиса может стать самая масштабная за последние десятилетия торговая война между Америкой и Китаем). Но у меня такое ощущение, что обо всем этом наш истеблишмент будто бы и не знает. И даже не это скверно, а то, что среди украинских политиков никто так и не понимает, что нужно делать? В то время, как интересы крупного капитала и всего нашего общества невероятно, почти полярно далеки. Именно это противоречие порождает множество диспропорций, которые толкают Украину к очередным политическим и экономическим кризисам.

Ну, а к чему сейчас нас зовут Кабмин и Верховная Рада, ни Гройсман, ни Парубий не могут прояснить. Что ж, придется ждать практических шагов и уже по ним судить о ходе внутривластных дискуссий. Правда, в последнее время премьер-министр все чаще стал сетовать на неэффективную борьбу с коррупцией и контрабандой. В его сетованиях, не спорю, есть справедливые слова. Но производят они какое-то диковатое впечатление, так как приличие требует сопровождать подобные заявления либо внятным объяснением исправляющих ситуацию действий, ранее предпринятых и предпринимаемых лично Владимиром Гройсманом на своем высоком посту, либо выходом в отставку.

Хотя следует признать, что у нынешней украинской экономической модели с немыслимо гипертрофированной ролью нескольких финансово-промышленных групп будущего, похоже, нет. Однако гигантская политическая влиятельность собственников этих ФПГ надежно блокирует не только реальные шаги к социально-экономическим реформам, но даже сколько-нибудь серьезные разговоры о реформировании этой модели. Отсюда, надо полагать, и грустная бесплодность нынешних составов правительства и Верховной Рады. И в этой связи невольно вспомнил, как в прошлом году лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман во время ежегодного форума YES в Киеве обращал внимание наших политиков на такое:

— анализируйте, что вы можете предложить странам Евросоюза, кроме дешевой рабочей силы;

— в Украине до сих пор, вопреки всем затягиваниям поясов, огромная армия госслужащих, даже не представляю, зачем вам их столько нужно;

— во время экономических кризисов законы экономики не работают.

И вот теперь задаюсь вопросом, а зачем Виктор Пинчук приглашал нобелевского лауреата, если наши топ-чиновники продолжают все делать с точностью до наоборот? Поэтому наша национальная экономика все еще испытывает огромные трудности, реальные зарплаты практически не растут, а значит, все меньше прибыли получает наш малый и средний бизнес, который из-за денежного голодания уже к концу этого, 2018-го, года грозит свалиться в кризисное пике. Правда, нам были открыты кредитные шлюзы, в частности, от МВФ. Соответственно, за счет заемных денег наши власти еще пытаются продолжить гонку приобретательства – только теперь и за счет сокращающихся зарплат, и в счет кредитов.

Да, кредитное ралли отодвинуло кризисную пропасть на несколько лет, но одновременно сделало ее гораздо глубже, о чем мы в полной мере узнаем уже в 2019 году. Более того, эксперты неоднократно указывали Кабмину и Верховной Раде на следующий важный фактор, мол, насколько государство снижает социальные расходы – ровно настолько увеличивается задолженность украинской семьи, которая вынуждена брать взаймы то, что раньше получала от государства. Но разница между социальной помощью и кредитом в том, что частный долг придется непременно отдавать.

И вот теперь кредиты в Украине стали своеобразной «пирамидой» или «системой домино». Когда заемщики перестали их отдавать в срок, кризисный шок испытала в полной мере украинская банковская система, отправив под нож за последние два года немногим более 90 коммерческих банков. Соответственно, не сложно спрогнозировать, что украинский финансовый кризис – это преддверие нового масштабного экономического кризиса. Плюс его еще приблизит и кризис политический. Уже на этой неделе мы узнаем, выйдет ли из парламентской коалиции фракция БПП.

Если это произойдет, значит, президент дал старт процессу досрочных выборов в Верховную Раду, а шантаж по ЦИК – это только повод. Далее начнется грубое и циничное обнажение всех пороков и грехов вчерашних политических соратников. Особенно интересно избирателям будет узнать самые уязвимые и болевые точки политических альянсов парламентских фракций. А также нам в красках расскажут, чем отличаются БПП от НФ или, к примеру, Олег Ляшко от Виталия Хомутынника? Не сомневаюсь, чем скорее объявят досрочные выборы, тем лучше для страны и всего общества.

Хотя украинская экономика неизбежно еще сильнее ослабнет, соответственно, в ближайшие два года нас ожидают очень большие потрясения и опасности. Думаю, ко всему прочему нам грозит крупная война. В истории так было много раз: когда экономика очень слабая, происходят войны. И это политикам кажется единственным способом выйти из глубокого кризиса. Безусловно, это выглядит ужасно, но прошедшие через это страны неизменно вкладывали денежные средства и создавали новые рабочие места для восстановления всего того, что было разрушено и уничтожено.

Так что в конце 2018 – начале 2019 годов все неприятности только начнутся. И окончательно развернутся к 2020 году.

Комментарии