В Черкассах перевозчики требуют увеличить стоимость проезда до 5 грн, аргументируя это тем, что стоимость топлива значительно выросла, и цена в 4 грн за билет является заниженной. По их утверждению — сейчас это единственное правильное решення. Однако исполнительный комитет, исследовав мнению Черкасс, сделал противоположные выводы.
Так, еще в начале весны член исполкома Игорь Зайчук представил присутствующим отзывы Черкасс о качестве пассажирских перевозок, среди которых — жалобы на грубость от персонала, плохое техническое состояние автобусов и несоблюдение графика движения. После того, как требования перевозчиков о повышении стоимости проезда исполком отклонил, последние показательно отказались выпускать автобусы на рейс, вызвав настоящий коллапс в час пик и во время сильного мороза. Сегодня перевозчики снова парализовали город, не упустив автобусы на маршруты, а тысячи Черкащан стали заложниками шантажа перевозчиков.
Учитывая это, как никогда остро встал вопрос реформирования городской системы пассажирских перевозок. Павел Мосийчук — автор транспортной реформы в Черкассах, активист «Национального Корпуса». Имеет два высших образования, одно из которых дала ему профессию специалиста по качеству, стандартизации и сертификации, имеет опыт работы в КП «Черкассыэлектротранс».
Что он думает о проекте «Транспортная реформа в Черкассах»?
Почему ты начал работать именно над транспортной реформой?
— Потребность в транспортной реформе в Черкассах назревала давно. Но длительное время власть не интересовалась этой темой. Эта отрасль развивалась хаотично. Поскольку пассажирские перевозки являются важной составляющей функционирования города, я решил, что нужно начать реформы именно в этой сфере.
— В Черкассах сейчас водители маршруток разных перевозчиков соревнуются друг с другом за клиентов. Они часто ездят «караванами», например бывает, что тридцать первого, четвертый автобусы и первый троллейбус едут друг за другом. Я понял, что дальше так не должно быть, ведь это не удобно и эффективно.
В чем заключается основная идея реформы?
— Вообще, эта реформа несет в себе несколько ключевых идей:
- Изменение схемы движения. Как показывает мировая практика, в городах, где проживает около двухсот тысяч человек, прямые маршруты не являются эффективными. Поскольку нельзя совместить все микрорайоны города так, чтобы перевозки были максимально прибыльными. Поэтому их нужно или субсидировать из бюджета, что очень дорого, либо поднимать стоимость, сейчас и требуют перевозчики.
- Мы предлагаем перевозчикам получать средства не от того, сколько они перевезли людей, а по определенной формуле, основными пунктами которой является количество совершенных рейсов и пройденный путь. И по дополнительным характеристикам, а именно: доплата за качество обслуживания, среднего возраста транспортного средства и за дополнительный сервис (кондиционеры, информационное табло и т. Д.).
— Такая система является эффективной, ведь она заставит перевозчиков конкурировать не «гонками», чтобы получить как можно больше пассажиров, а качеством. Ведь чем лучше у перевозчика сервис, тем больше он получает средств.
То есть, если реформу введут, перевозчикам не будет смысла «гоняться» за пассажирами?
— Так, в этом не будет смысла. Поскольку одной из идей реформы — создать единый диспетчерский центр. В нем с помощью GPS навигаторов контролировать выполнение графика работы в реальном времени, и по этим данным будет происходить оплата.
Транспортная реформа предусматривает изменение остановок?
— Начну с того, что сейчас КП «ЧЕЛУАШ» должны работать над созданием и обустройством остановок. На практике мы видим, что остановки размещены с нарушением ДБН (государственные строительные нормы — прим. Редакции), а именно: не соблюдены расстояние до пешеходных переходов, опасно. Например остановка «нарбутовской» на ул. Черновола расположена так, что сразу за ней есть пешеходный переход, и когда на ней остановился автобус или троллейбус, то для водителя, который едет по встречной полосе, появление пешехода на дороге является неожиданной.
— Остановки обустраивают так, что они недоступны людям с ограниченной мобильностью. Я употребляю термин «люди с ограниченной мобильностью» а не «люди с инвалидностью», потому что он охватывает гораздо больше категорий — это пожилые люди, травмированные, с инвалидностью и матери с колясками. В Черкассах они есть, и поэтому инфраструктура должна быть приспособлена к их потребностям тоже.
— Многие остановок размещены близко к дороге, что тоже опасно и неудобно. Большинство павильонов имеют прозрачную крышу, и летом людям, которые ждут автобуса или троллейбуса, нет никакой защиты от солнца.
Поэтому одна из задач нашей реформы — разработка и внедрение транспортных остановок, которые будут безопасными и удобными.
Как будет действовать перевозки людей льготных категорий?
— Это важный момент, ведь все, кто сейчас бесплатно ездит в троллейбусах, имеет право на бесплатный проезд также и автобусом.
— В транспортной реформе предусмотрена закупка троллейбусов или автобусов?
— Так, в плане предусмотрена закупка троллейбусов. Они дешевле автобусы и в использовании и в обслуживании. Также кто-то из перевозчик.