И.о министра здравоохранения Ульяна Супрун не поддерживает инициативу народного депутата Ольги Богомолец «о противодействии сквернословию» и рассказала, почему обсценная лексика может быть полезной для здоровья.
«Метко и точно применена брань, описывающий наше отношение к ситуации, и не направленная на то, чтобы обидеть собеседника, полезна для здоровья. Исследования показывают, что именно такая ругань и применяется в быту чаще всего. Она приводит к нейтральным или положительным результатам», — отметила Супрун.
Она обратила внимание на тот факт, что, когда человек реагирует нецензурной лексикой на сложную неприятную ситуацию, а не на человека, то чувствует облегчение.
«В этом случае наше возмущение новостями, боль при тренировке, травме, тревожность, удивление или испуг находят мгновенное и достаточно точное выражение, на что мозг реагирует выделением эндорфинов. Эти нейромедиаторы участвуют в обезболивании или удовольствии», — пояснила она.
Ссылаясь на научные исследования, Супрун отметила эффективность ругательства в уменьшении боли, усилении сердцебиения и повышении болевого порога.
При этом она подчеркнула, что матом следует именно пользоваться в самый нужный момент, а не разговаривать им постоянно. Иначе мозг привыкает и перестает воспринимать брань как нечто экстраординарное.
И.о. министра также отметила, что понимать и выражать свои эмоции тоже полезно для здоровья. А вот длительное угнетение эмоций, вместо их проявления (так называемое репрессивное сдерживание эмоций) связано с высокой заболеваемостью раком и гипертонией.
Она напомнила также о существовании болезни под названием синдром Туретта. Так, 10-20% людей с синдромом Туретта могут прибегать к потоку бранных слов, когда напуганы или возбуждены. Также симптомом некоторых болезней является состояние афазии. У людей с ней нарушена речь и ее понимание, но материться они иногда могут прекрасно.
«Ученые объясняют это тем, что брань не воспринимается нашим мозгом буквально. Мы не представляем именно то, что слышим и говорим, и апеллируем именно к досадной возмутительной ситуации, а не к половым органам, например», — объяснила Супрун.
Поэтому, подчеркивает она, обычная речь и обсценная лексика — это отдельные вещи с точки зрения нейрофизиологии.
«Искоренять следует пассивную и активную агрессию, дискриминацию, штампы, но не обсценных лексику как таковую», — отметила Спрун.
«А лучшая забота об украинском языке — это общаться и творить на нем, независимо от сферы деятельности, разрабатывать профессиональную лексику, переводить ресурсы и литературу, читать украинских авторов, а не законодательно регулировать то, что мы говорим», — добавила она.