Министерство Юстиции Украины разъясняет, что для создания реестра “уклонистов” нет нормативно-правовой базы. Претворятся ли намерения военных комиссариатов в реальность?
После окончания предыдущего этапа мобилизации Министерство Обороны Украины анонсировало создание единого реестра “уклонистов”. Так заместитель начальника мобилизационного отдела Генштаба Александр Правдивец обещал создать его до 3 марта 2015 года. Недавно Министр Обороны Украины заявил о том, что законопроект о создании реестра подготовлен и будет предложен Парламенту. Несмотря на это, в ряде регионов помимо официальных повесток, в почтовые ящики резервистов бросают письма с предупреждениями о том, что неявка грозит возбуждением уголовного дела и/или занесением в “реестр уклонистов”. Такие письма в народе уже успели окрестить “письмами счастья”.
Как явствует из официального разъяснения Министерства Юстиции, в настоящее время нет ни одного нормативно-правового акта, который регулировал бы создание и функционирование реестра уклонистов. Нет и законных оснований для внесения в него конкретных лиц. Законопроект «О едином государственном реестре военнообязанных» представленный Министерством Обороны, действительно находится на рассмотрении в Минюсте, но, как минимум до региональных выборов, которые состоятся в октябре этого года, его утверждение в Парламенте не планируется.
Сложнее обстоят дела с “письмами счастья”. “Распоряжение о явке”, входящее в их текст, согласно частям 1 и 3 статьи 22 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», подлежит обязательному исполнению, ответственность за уклонение от явки по этому распоряжению варьирует между 85 и 510 гривнами и зависит от оценки военкомом тяжести проступка.
Народный депутат Украины и координатор группы «Информационное сопротивление» Дмытро Тымчук, считает, что провал мобилизации на местах и “перегибы” военкомов связаны с тем, что местные власти перед выборами опасаются проводить непопулярные среди населения мероприятия и отдали вопрос мобилизации в ведение райвоенкоматам.
Более радикального мнения придерживается главный редактор сайта «Информационное сопротивление» Юрий Карин, он считает, что региональные элиты областей, соседних с зоной АТО, вкладывают в головы местных жителей мысли о том, что АТО — это чужая для них война и, что нет смысла гибнуть за интересы киевского начальства. Также он отмечает, что Министерство Обороны проиграло информационную войну, а патриотические бигборды не дают эффекта, поэтому старые кадры МО решают проблемы мобилизации административными методами.
По словам юриста адвокатского агентства «Юскутум» Александра Палянички, введение закона о реестре может быть сорвано или сильно затруднено из-за особенностей документооборота в райвоенкоматах. Подтверждает это и заведующий отделом в оперативном командовании “Север” Виктор Кевлюк. Переход на электронный документооборот тормозится на местах из-за того, что хаос в бумажных документах способствует коррупции. Известны сотни случаев, когда добровольцам с востребованными в АТО военно-учетными специальностями отказывали в призыве.
Несмотря на то, что Министерство Обороны, как на самом высшем уровне, так и на уровне райвоенкоматов пытается привлечь к отлову “уклонистов” сотрудников райотделов милиции, Министр Внутренних Дел Арсен Аваков запретил своим подчинённым отлавливать призывников и поручил им внимательно рассматривать каждый случай нарушения прав и свобод призывников и резервистов.
Одновременно с этим уже были осуждены несколько человек, не явившиеся в военкоматы без уважительных причин (статья 336 Уголовного кодекса Украины — уклонение от призыва во время мобилизации). Во всех случаях, обвиняемые получали 2-3 года тюрьмы с испытательным сроком. Впрочем, согласно УК Украины дезертирство “тянет” на 5-12 лет тюрьмы, а невыполнение приказа командира — на 3-7 лет.
Политолог Юрий Бутусов считает, что главная причина срыва мобилизации состоит в том, что не произошло системных изменений в мобилизации. От Генштаба до райвоенкомата в своих креслах остались старые кадры, зараженные коррупцией и некомпетентностью. Приказ МО о назначении на должности военкомов ветеранов АТО, восстанавливающихся после ранений, тормозится на всех уровнях, так, в мобилизационном управлении «Север» военкомами назначено всего двоих ветеранов АТО, а в управлении “Запад” — 17.