В Министерстве обороны заявляют, что уже ввели 115 стандартов НАТО.
Министр обороны Украины Степан Полторак утвердил План выполнения основных мероприятий по переходу ВСУ на стандарты НАТО. Этот документ фактически является лишь началом внедрения западных принципов работы ВСУ. Украинская армия функционирует в основном по советским образцам и чтобы изменить их, придется бороться еще и с сопротивлением внутри системы. В то же время реформаторы из Министерства уверяют, что четырёх лет вполне достаточно, чтобы воплотить задекларированные намерения. Волонтёры же, помогающие солдатам и работающие на передовой в Донбассе, убеждены, что у нынешнего военного руководства нет политической воли для радикальных реформ.
«Сегодня мы закладываем новые амбициозные цели. Наша цель — построить такую украинскую армию, которая будет соответствовать лучшим мировым образцам, руководствоваться соответствующими стандартами и процедурами и сможет выполнить любую задачу по защите страны от агрессора», — так Министр Полторак объяснил необходимость внедрения западных стандартов.
Всего в Минобороны Украины определили около двадцати направлений, по которым должны происходить реформы. Координацией разработки и внедрения в военном ведомстве занимается Проектный офис реформ. Как официальный орган Минобороны, проект был утвержден в конце августа 2015 года с штатом около тридцати специалистов. Руководитель офиса Андрей Загороднюк рассказал о результатах работы. В первую очередь речь идёт о введении электронных закупок. По данным Министерства, это уже помогло сэкономить 176 млн гривен.
Также Загороднюк отметил эксперимент, который начали в системе питания, где до сих пор действуют нормы ещё 60-х годов прошлого века. Реформа предусматривает замену устаревших показателей, расширение ассортимента продуктов и автоматизацию их заказа. Если проект будет продвигаться успешно, то к концу 2015 года его реализовывать в десяти воинских частях. Стартовала реформа в управлении государственными предприятиями, находящимися в структуре Минобороны, вводится система учёта военных в госпиталях, на базе одной из воинских частей проводят эксперимент по учёту топлива. Всего в отчёте, представленном сотрудниками Офиса, описана работа и дальнейшие планы по десяти проектам. Целью реформаторов является полная автоматизация.
«Если взять, например, материально-техническое обеспечение, то разница между нашим стандартам и натовскими изложена в отчёте. Этот отчёт — 260 страниц. И это только по логистике. И там очень много вещей, которых просто концептуально нет в украинской армии. Наша логистика построена на несколько изменённых постсоветских принципах. Переход на натовские — это достаточно серьёзная и глубинная трансформация», — объясняет Андрей Загороднюк.
Ещё одно направление реформ в Минобороны — вещевое обеспечение. Здесь уже утвердили пять соглашений НАТО по стандартизации. Первыми в соответствие с западными аналогами привели методы испытаний средств защиты, баллистические очки, бронежилеты, критерии шлемов и размеры обуви. Кроме этого, утвержден новый единый боевой комплект для солдата, куда вошли около 70 предметов, 90% из которых не были предусмотрены старыми нормами. Курирует реформирование в вещевом обеспечении Константин Лесник, бывший волонтёр, а сейчас советник Министра обороны.
По схожему сценарию в Минобороны попал и Юрий Бирюков. По его словам, план реформ, который позволит перейти на натовские стандарты до 2020 года, ещё не готов. Над ним до сих пор работают и озвучить его для широкой общественности должны в середине декабря. Бирюков отмечает, что у многих украинцев сложилось неправильное впечатление относительно стандартов НАТО. По словам советника министра, лишь часть из них — это чётко прописанные нормы, касающиеся, например, бронежилетов или формы. В основном же речь идёт только об описании «правил игры» и того, как должна функционировать та или иная система в армии. Где, среди прочего, учитывают и особенности каждой страны.
А вот цель у всех этих реформ одна — совместимость. Все члены НАТО после изменений должны быть способными сотрудничать и совместно выполнять боевые задачи на высоком уровне. Даже использовать материальное обеспечение стран-союзников. Бирюков признает, что украинское войско пока действует преимущественно по советскому образцу, но в то же время утверждает, что его вполне возможно реформировать за четыре года.
«Как может консервативная система быть готовой к радикальным изменениям? Да никак. Это украинские реалии. Наши генералы и много полковников ещё учились в военных училищах Советского Союза. Наши уставы — это во многих случаях советские уставы, просто переведённые на украинский язык», — объясняет Бирюков.
Как Бирюков, так и Загороднюк одной из главных проблем, с которой сталкиваются Вооруженные силы Украины на пути реформ, называют кадровую. Часть чиновников ведомства не только не готова к изменениям, но и оказывает активное сопротивление. Волонтёр Юрий Касьянов является последовательным критиком нынешнего военного командования. С весны 2014 он помогает военным на передовой и воочию видит, как меняется армия.
По мнению волонтёра, происходят количественные изменения, но не качественные. То есть, продолжает Касьянов, становится больше подразделений и техники, но качество ведения боевых действий остается низкой, что приводит к значительному количеству потерь среди солдат. Причиной волонтёр тоже называет кадры, правда, в отличие от представителей Минобороны, подразумевает высокое военное руководство.
«У нас бездарные руководители. Они совсем не заинтересованы в этих реформах. Эти люди не понимают, для чего они нужны. Хотят сохранить статус-кво и жить в шикарных особняках и пилить бюджет. Новые руководители, новые задачи, новые полномочия, новые правила игры, новые люди, по-новому обученные — вот, что такое реформа», — отмечает Касьянов.
По данным Министра обороны Степана Полторак, всего в ВСУ уже внедрено 115 стандартов НАТО. Ещё 402 попали в список для первоочередного принятия.