На территории России удерживается от четырёх до семи сотен украинских пленных.В последнее время процесс обмена пленными затормозился. Руководство террористической «ДНР» даже заявило о том, что у них закончились пленные.
В то же время, вследствие военного конфликта на Донбассе считаются пропавшими без вести свыше полуторы тысяч украинских военных. 399 находятся в плену боевиков. До семисот военнопленных были вывезены боевиками на территорию России. Многие из них были проданы в рабство в Чечню, Адыгею и Осетию.
31 мая близ Марьинки во время неравного боя с боевиками, силы которых в два раза превосходили по численности количество украинских защитников, двое украинских военнослужащих попали в плен. На вопрос украинской стороны о судьбе двух своих пленных, так называемый «замкомандующий корпусом Минобороны ДНР» Эдуард Басурин ответил: «По официальной информации, нет войны. Нет войны — нет пленных».
Освобождённый из плена боевиков боец батальона «Айдар» Сергей Щеглов, испытавший весь ужас семимесячного заточения в террористическом плену рассказывает о всех кругах ада, которые ему пришлось пройти. Избиения, пытки, голодный месяц, две недели без одежды, голым на бетонном полу, поломанные рёбра, пытки электричеством.
Сергея схватили, когда он направлялся к месту службы. В военном билете прочитали, что он – курсант академии СБУ. Как рассказывает Сергей, боевики утверждали, что он – разведчик, шпион, корректировщик. Поэтому допросы были чрезвычайно жестокими. За время плена Сергея несколько раз перевозили с места на место. Он побывал и в Донецке, и в Луганске. Потом выяснилось, что его решили продать.
Неоднократно сообщалось о применении боевиками труда пленных. Так, по свидетельству бойцов ДУК «Правый сектор», прибывших на днях в район Донецкого аэропорта, где до сих пор продолжаются интенсивные обстрелы боевиков, в промежутках между обстрелами они наблюдают, как на позициях боевиков некие люди занимаются резкой металлических сооружений. По умозаключению украинских защитников – этими людьми являются пленные, так как они стремятся защитить себя от обстрела украинскими флагами, чтоб показать, что они свои.
В последнее время обмен пленными заторможен. И происходит это по причине того, что данные о количестве пленных украинской стороны и боевиков сильно отличаются. Если боевики заявляют о нескольких десятках находящихся у них пленных, то, по украинским разведданным, в плену находится не менее четырёхсот бойцов ВСУ.
Известно, что с целью введения в заблуждение о численности пленных, боевики постоянно перевозят их с места на место. Причём перемещают их не только по оккупированной территории Донбасса, но вывозят и на территорию РФ.
По словам руководителя Центра освобождения пленных «Офицерского корпуса» Владимира Рубана, делается это, главным образом, для допросов старшего офицерского состава. (Есть данные, что в плену у боевиков находится даже подполковник ВСУ.)
350 километров неконтролируемой Украиной государственной границы благоприятствует таким постоянным перевозкам пленных. Это, в свою очередь, значительно усложняет отслеживание ситуации с пленными.
Рубан также подтверждает информацию о том, что пленных боевики часто используют для строительства и ремонта подбитой военной техники. Один из главных украинских переговорщиков по обмену пленными говорит о том, что не являются исключением и случаи отказа пленных возвращаться в Украину из-за боязни уголовных обвинений в измене и в помощи террористам.
Рубан сообщает о случае, когда двоих освобождённых им из плена военных СБУ Кировограда обвинила в сотрудничестве с боевиками Горловки и заключила под стражу.
2 июня во время заседания рабочей подгруппы по гуманитарным вопросам одним из главных пунктов повестки дня был вопрос обмена военнопленными.
По сведениям СБУ на данный момент всего из плена освобождено более 2,5 тысяч украинских военных.
3 июня несколько десятков человек провели пикет Администрации Президента Украины. Родственники бойцов и волонтеров хотели встретиться с президентом и узнать, почему не производится обмен пленными. По словам правозащитника Василия Ковальчука, «был дан приказ не выдавать пленных, а на сегодняшний момент тринадцать человек уже могли быть на свободе».
Это не первая акция, которую проводят родственники пленных.По словам волонтера Анны Мокроусовой, «единственное их желание – это услышать реакцию власти, чтобы вышел президент и сказал, что он занимается их вопросом, что вопросы пленных ему не безразличны». Как говорят родственники, в ответ на запросы в различные органы власти они получают только «отписки». Реакции на пикет не последовало, к людям не вышел ни один представитель власти.