Люди не верят в какие-то высшие ценности, национальные ценности, они верят в экономику. Что у нас с экономикой? Как показывает рейтинг всех мировых агентств, в нашей стране отсроченный дефолт. Даже после последнего полученного кредита тезис «отсроченный дефолт» подтвердился на следующий же день. То есть дефолт, перенесенный во времени.
Мы не в силах выплатить 13 млрд долларов, правительство даже не могут назвать точную сумму (от 13,7 до 18 млрд $), которую нам необходимо выплатить в течение следующего года.
Представьте сумму, которую мы получили и умножьте ее на 12, и вот мы видим общую сумму внешнего долга страны. Учтите, что общий бюджет не только армии, но и всего оборонного блока (включая СБУ, Национальную гвардию Украины и пограничников) составляет приблизительно 3,5 млрд долларов в год. А в следующем году нам нужно отдать от 13,7 до 18 млрд, а потому мы получим однозначный дефолт.
Единственный вариант – отсрочить этот дефолт еще на время. Так или иначе, уйти он него не получится (а это 100%, поверьте, я этот вопрос подымал, и все экономисты в один голос это твердят), единственный вариант, с помощь которого его можно оттянуть – это новые кредиты МВФ, которые дадут возможность продержаться до следующих президентских выборов. А это минимум еще два транша. Но МВФ определили четкие требования, они могут коснуться тарифов и поднятия рабочего стажа.
Продажа земли – вот вопрос, который может спасти этот режим, потому что украинская земля по рыночным мировым стандартам (к тому же сейчас понемногу нарастает мировой продовольственный кризис, то есть цены на продукты, соответственно, фьючерсы на землю будут расти) оценивается в сотни млрд долларов. Мы хотим продать сейчас эти кредиты за 2,5 млрд и соответственно открыть рынок земли. Это не значит, что мы (Национальный корпус) коммунисты или противники навсегда открыть рынок земли. Вопрос же совсем не в том, вопрос в том, что нужно выбирать время, когда эти земли продавать, а главное кому. Вот эти два момента и являются ключевыми. Если продавать землю сейчас — в ситуации, когда мы находимся в чрезвычайно глубоком кризисе, мы продадим ее за абсолютный бесценок.
Вчера в Черкассах я приводил пример, что если у человека есть какое-то ювелирное украшение, которое стоит 10 тыс. долларов для того чтобы продать его за такую же сумму украшение необходимо выставлять на аукцион, в таком случае покупатель найдется в течение нескольких месяцев. А при срочной продаже стоимость украшения составит 7-8 тыс. долларов, но если ситуацию безвыходная, то человек несет ее в ломбард, где за нее дадут порядка 500 долларов. И человек ее отдаст, потому что ситуация безвыходная.
Вот и мы сейчас будем продавать землю, если будем, именно в такой ситуации, когда то, что стоит сотни млрд будет оцениваться в несколько. И поверьте, в Украине не существует сейчас никаких олигархов, которые имеют возможность конкурентно купить украинскую землю, если сюда не зайдут иностранные игроки. Кто сейчас основные покупатели сельскохозяйственной земли в мире? Это Китай, Израиль и Саудовская Аравия. Мы представляем их ресурсы и понимаем, где эта земля, во-первых, окажется, а во-вторых, за сколько. Мало того, что мы продаем то, что является вообще костяком любой национальной идеи. Кровь и почва. Мы еще продадим это за бесценок, поэтому будет дефолт.
Сейчас они (правительство) действительно пытаются запутать нас, вы же видите три законопроекта по снятию моратория (БПП-шный, еще какой-то части БПП и Гройсмановский), они вот так вот сейчас «играют»: то мы будем продавать украинцам, то не будем, то мы снимем мораторий и включим аренду … То есть для чего выводиться дискуссия? Дискуссия должна быть проста: в стране должна остаться земля, пока кризис мы не можем ее вообще трогать. А они вот так вот «мухлюет» и через некоторое время человек перестанет понимать, о чем вообще речь. Ей скажут «это аренда, но аренда на 50 лет, с возможностью выкупа, если 50 лет человек добросовестно ее эксплуатировал» и т.п.
Говорят, что покупать земли можно якобы только украинцам, но на самом деле важно, чтобы только основатель фирмы был украинцем. Но люди, потерявшие ориентир, люди, которым не на что будет питаться, откровенно говоря, начнут продавать паи. Они будут думать: «Ну действительно, это же хоть 1000 долларов». Другой вопрос, что на самом деле это стоит не тысячу, и даже не 10, а 50 тыс долларов.