Анализ спутниковых фото подтвердил, что школу в городке Хас в сирийской провинции Идлиб 26 октября бомбили российская и сирийская авиация. Об этом говорится в письме Хьюман Райтс Вотч Министерству обороны России.
Как ранее сообщали по телефону свидетели, комплекс школы объединяет детский сад, начальную школу, две неполные средние и одну полную среднюю школу. Пострадали также расположенные неподалеку объекты гражданской инфраструктуры.
Российское Министерство обороны заявило, что никаких ударов по контролируемому оппозицией Хасу не наносилось, приведя в качестве «доказательства» кадры аэрофотосъемки района школьного комплекса со своего беспилотника. Пресс-релиз Хьюман Райтс Вотч от 6 ноября, в котором приводились свидетельства очевидцев, и сообщалось о гибели десятков людей, преимущественно – детей, представитель Минобороны назвал «информационным вбросом». Однако на обнародованных российскими военными кадрах их же собственной аэрофотосъемки видны и даже обозначены повреждения и разрушения, которые соответствуют проанализированным нами спутниковым снимкам. Наш пресс-релиз от 6 ноября также опирался на несколько видеозаписей с места событий и интервью с одним из видеографов.
«Последние опровержения российской стороны не стыкуются с перекрестно подтверждающимися свидетельствами очевидцев, видеоматериалами и даже кадрами собственной российской аэрофотосъемки, — говорит Билл ван Эсвельд, старший исследователь Хьюман Райтс Вотч по правам детей. — Это оскорбительно для жертв и, к сожалению, слишком характерно для атмосферы безнаказанности и манипулирования информацией, которая окружает сирийский конфликт».
На спутниковых снимках от 5 ноября видны четыре очага разрушений, характерных для авиаударов: два попадания по двум соседним школам комплекса, третье – по перекрестку в 100 м к северу, четвертое – по двум зданиям примерно в 100 м восточнее школьного комплекса рядом с фруктовыми деревьями. На спутниковых снимках, сделанных 22 апреля, никаких повреждений школьного комплекса не просматривается.
Спутниковые снимки дают основания говорить о том, что по школьному комплексу было два попадания, в результате которых были частично разрушены внешние стены территории и несколько небольших строений внутри периметра. В результате одного из этих попаданий были также разрушены дома на противоположной стороне улицы.
Повреждения и разрушения, которые видны на спутниковых снимках, соответствуют многочисленным видеозаписям и фотографиям в открытых источниках. На видео, снятом оппозиционным медиацентром Кафр-Набиля и размещенном на YouTube 26 октября, показан спуск и взрыв боеприпаса, оснащенного парашютом. На основе сопоставления особенностей местности на видео и на спутниковых снимках Хьюман Райтс Вотч пришла к выводу, что снятый на видео боеприпас попал по школьному комплексу в Хасе.
Другое видео, которое было опубликовано медиаофисом «Революционных сил Сирии», содержит сначала кадры с СУ-24, летящим на средней высоте; второй фрагмент, снятый с той же точки, содержит кадры со столбом дыма, который поднимается из района застройки вдалеке, и с падением предмета, после которого следует взрыв. Оба фрагмента сняты с одной точки; насколько можно судить, местность и постройки в кадре соответствуют спутниковым снимкам Хаса. Бомбардировщики СУ-24 имеются в Сирии только у российских и сирийских правительственных сил.
Авиабомбы, оснащенные парашютами, используются сирийскими ВВС с ноября 2012 г. и продолжают использоваться в Сирии после начала совместных операций с российскими силами в сентябре 2015 г. В нашем случае, насколько можно судить, авиабомбы взрывались в воздухе на небольшой высоте: таким образом достигается максимальная мощность ударной волны, при этом не остается воронки, как от бомбы с контактным взрывателем.
Проанализированные нами спутниковые снимки соответствуют кадрам аэрофотосъемки с российского беспилотника 27 октября. Минобороны России неоднократно утверждало, что обнародованные им два стоп-кадра доказывают, что никаких воздушных ударов не наносилось, поскольку отсутствуют повреждения крыш школьных зданий и воронки в районе школьного комплекса.
Однако на аэрофотосъемке видны повреждения двух школьных дворов, характер которых соответствует взрывному воздействию от срабатывания на малой высоте фугасного боеприпаса обычной или повышенной мощности. На одном из снимков даже обозначены следы разрушений в результате воздушного удара по одной из территорий школьного комплекса. На другом снимке место поражения второй территории школьного комплекса частично закрыто перекрестьем прицела системы фокусировки.
Повреждения и разрушения, видимые на спутниковых снимках, также соответствуют многочисленным другим видеозаписям в открытых источниках, включая размещенное на YouTube оппозиционной «Сирийской революционной сетью» видео серьезных повреждений ударной волной внешней стены одной из школ, зданий школьного комплекса и фасадов нескольких зданий внутри комплекса; опубликованное каналом «Аль-Джазира» видео повреждений по меньшей мере двух школьных зданий; фотографию агентства «Франс Пресс» с разрушенным классом; видео SMART news с сильными разрушениями в двух местах за пределами школьного комплекса.
«Минобороны России должно перестать отрицать очевидное, признать факт авианалета на эти школы и исключить возможность повторения подобного в будущем со стороны как российских, так и сирийских правительственных сил, — говорит Билл ван Эсвельд. – Российская версия о том, что не было никаких бомб и никаких школьников, тем более погибших, звучит цинично и в очередной раз напоминает о том, насколько важно покончить с безнаказанностью в Сирии».